Якулов Георгий (1884-1928)
Гуляние в парке (Кафешантан)
1905-1906
Размер - 65 x 97
Материал - бумага на картоне
Техника - гуашь, перо, тушь
Инвентарный номер - Р-5138
Дар по завещанию В.Г. Дуловой, Москва. 2000
Работа «Гуляние в парке. (Кафешантан)» стоит одной из первых в длинной череде подобных сюжетов. Тему фланирующей нарядной публики Якулов продолжил в таких работах, как рисунок тушью «Разложение буржуазии. Ночной кошмар» (1907, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина), картины «Улица» (1909, Национальная галерея Армении), «Вечернее гуляние» (около 1910, частное собрание, Москва), "Ломбардия" (1912, Третьяковская галерея) и другие. Но от упомянутых работ «Гуляние в парке» отличает сугубо графический, плоскостный подход к изображению и отчетливая ориентация на искусство Дальнего Востока. «Декоративно-символический, азиатско-восточный период творчества. Предметы я принимал как синтез света и графики», – писал Якулов об этом времени в автобиографии «Мой жизненный путь».
В композиции произведения использована форма спирали, интриговавшая Якулова на всем протяжении его творчества. Пространство построено сложным образом: оно соединяет в себе разные ракурсы и точки зрения на изображаемые объекты, а также включает несколько пространственных ячеек, как бы перетекающих друг в друга, в чем Д.В. Сарабьянов видел условность, заимствованную из китайской или японской живописи.
Гуашь была впервые опубликована в журнале «Золотое руно» (1908. № 1. С. 27) под наименованием «Кафешантан». Авторское название следует считать верным, тем более, что в верхней части композиции оставлено поле, обозначающее залитую светом сцену, где танцовщицы в пышных юбках и панталонах отплясывают канкан. «Кафешантан» тесно связан с журналом «Золотое руно» не только фактом своей публикации, но и разительным сходством пейзажных вставок в работе Якулова с причудливыми орнаментальными рисунками, публиковавшимися на страницах издания. О стиле модерн напоминают вытянутые силуэты фигур, изысканное линеарное исполнение одежд, прямые цитаты из произведений Обри Бёрдсли: характерные профили, тюрбаны, ниспадающие складки мантий. Японские красавицы соседствуют с порождениями журнальной и книжной культуры рубежа веков. Несмотря на несомненный эклектизм, критику привлекло виртуозное исполнение работы и оригинальный композиционный замысел.