Васнецов Виктор (1848-1926)
Эскиз иконостаса придела Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном
1895
Размер - 38,4 x 43,3
Материал - бумага на картоне
Техника - граф.кар., акварель, бронза, тушь, перо
Инвентарный номер - ДМВ Г-483
Поступило из семьи В.М. Васнецова. 1951
Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном был построен в 1892–1904 годах по проекту известного петербургского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа по инициативе и на средства одного из крупнейших российских предпринимателей Ю.С. Нечаева-Мальцева. Для внутреннего оформления собора В.М. Васнецов написал маслом на холстах композиции: «Страшный суд», «О Тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие во ад» и «Распятие». Композиция «О тебе радуется, Благодатная» по оригиналу В.М. Васнецова была исполнена мозаикой (в мастерской В.А. Фролова) в апсиде главного алтаря собора. Впечатление от мозаики органично дополнилось низким иконостасом, также изготовленным по эскизам В.М. Васнецова.
В 1892 году для главного нефа и боковых приделов Ю.С. Нечаев-Мальцев предложил В.М. Васнецову разработать проекты трех иконостасов. В 1897 году иконостасы (большой и два боковых малых) были изготовлены золото-серебряной фирмой Павла Акимовича Овчинникова. Одноярусные иконостасы, выполненные в технике перегородчатой эмали, соединенные общим высоким цоколем, составили единую алтарную преграду. Иконы для иконостаса выполнила московская мастерская (точных сведений об авторах икон нет). Установкой икон в 1900 году занимались мастера П.А. Овчинникова. Иконостас получился торжественным, нарядным. В 1898 году С.П. Дягилев изъявил желание репродуцировать его эскизы в журнале «Мир искусства». В 1900 году иконостас экспонировался на Всемирной выставке в Париже. Овчинников получил за иконостас Гран-при, а Васнецов – как автор иконостаса – золотую медаль.