Рерих Николай (1874-1947)
Святой Сергий
1932
Размер - 153,3 x 107,2
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-516
Поступило из школы-интерната N2 МИД СССР. 1949
Когда закончилась многотрудная и опасная экспедиция Николая Константиновича Рериха и его верной команды по Центральной Азии, он решил остаться жить в Индии и остановился на долине Кулу, где и провел плодотворные годы (1928–1947). Там был основан Институт гималайских исследований «Урусвати», что означает «Свет утренней звезды». Там художник систематизировал уникальный материал, собранный в экспедиции, там он написал множество картин.
Не кажется ли странным, что, живя в предгорьях Гималаев, художник обращается к изображению русского святого? Нет. Имя этого великого старца присутствует в мыслях и картинах Рериха в разные годы. Еще в 1921 году, впервые побывав в Америке, он пишет «Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке», а уже живя в Кулу, создает полотно «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи».
Стоящий на невысоком пригорке Сергий благословляет русскую рать, отправляющуюся на Куликовскую битву. В руках его на плате – белокаменный храм, что воспринимается как стилизованное изображение Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Справа от преподобного – образ Спаса Нерукотворного – не хоругвь или икона, скорее, это напоминает картину, нижняя часть которой срезана. Есть тут едва намеченное войско, схематически решенная Лавра, а вверху полотна художник поместил Всевидящее Око, древний символ окружающего нас пространства.
В нижней части картины Рерихом была сделана надпись славянской вязью: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий...» – и далее многоточие. Надпись мудрая и провидящая. Жена художника, Елена Ивановна Рерих, предрекала: «Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к Родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного... за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов!»