Композиция картины восходит к иконографическому типу «Богоматерь Умиление», к которому художник также обращался в алтарной композиции «О Тебе радуется, Благодатная» в соборе Александра Невского в Варшаве. Над украшением собора Васнецов работал в 1906–1911 годах и вернулся к образу Богоматери с младенцем лишь спустя десятилетие. Богоматерь нежно обнимает Сына, который, в свою очередь, льнет к материнской щеке. В верхней части композиции художник поместил херувимов и серафимов.
К образу Богоматери художник постоянно возвращался в течение творческой жизни, исполнив первый рисунок на эту тему в 1871 году. Для него, сына священника и человека глубоко верующего, это была возможность выразить личные религиозные чувства. К образу «Богоматери с младенцем» Васнецов не случайно обратился именно в 1919 году. В это время после продолжительной болезни скончался его сын Борис. Личная трагедия в семье художника совпала с исторической катастрофой – Гражданской войной в России. В тяжелые времена Васнецов искал утешения в искусстве. Как символ безграничной любви и Божественной защиты «Богоматерь Умиление» стала знаковым произведением в позднем творчестве Васнецова.
Картина не была показана на выставках при жизни художника, навсегда оставшись в его доме. В настоящее время она экспонируется в детской Дома-музея В.М. Васнецова.