Рисунок «Сидящая полуобнаженная (Лидия)» принадлежит к значимой для творчества Истомина серии изображений его любимой модели Лидии Коротковой. Не будучи профессиональной натурщицей, она стала позировать художнику после того, как получила травму позвоночника в варьете, в связи с чем начала глохнуть и отказалась от карьеры танцовщицы. Основной заработок ей давали переводы. Внешность молодой женщины отличалась выразительностью: «Она действительно была особенной – очень острой и яркой. Высокая, с полными бедрами, удивительно светлым и теплым цветом кожи и совершенно необыкновенным, буквально, свекольным, четко очерченным румянцем» (Воспоминания Е.Н. Орловской). Ее познакомили с Истоминым, и она начала подрабатывать, позируя ему для картин, этюдов, набросков. В письмах и воспоминаниях современников Истомин называл ее только Лидочкой и никак иначе. Ее образ выходит за рамки утилитарного натурного рисования, к ней вполне применимо громкое слово «муза», поскольку, как правило, именно она изображена на многих холстах начала 1930-х годов, относящихся ко времени расцвета живописного творчества Истомина.
Сценическое прошлое Лидочки придавало естественность и свободу ее движениям, пластичность и изящество позам. После травмы она не могла долго стоять, поэтому там где художнику требовалось большое количество сеансов, она позировала сидя или лежа («Натурщица», 1930; «Читающая женщина», 1931; «Перед зеркалом», 1932; «Портрет Лидии», начало 1930-х), реже – опираясь на что-нибудь («Натурщица перед зеркалом», 1930–1932). На картине
«Вузовки» (1933), которая экспонировалась на выставке «Художники РСФСР» в 1933 году и была сразу же приобретена в Третьяковскую галерею, Лидочка изображена дважды. Первоначально Истомин работал над композицией с двумя натурщицами, но вскоре смог оплачивать лишь одну. Так возник замысел картины «Сестры», позднее переработанный в изображение двух студенток.
Графические изображения Лидочки, как правило, не были подготовительным материалом к живописным работам, но являются самостоятельными произведениями, выполненными за один сеанс. На каждом из них модель представлена в роли: танцовщицы или эффектной натурщицы, которая раскованно и непринужденно позирует в мастерской. Этот богемный образ идеально соответствовал мечте Истомина о творчестве художника, вдохновленной воспоминаниями юности, картинами из московских собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова и так разительно отличавшейся от требований к советским живописцам 1930-х.
«Сидящая полуобнаженная (Лидия)» выполнена в конце 1920-х – начале 1930-х годов, когда Истомин увлеченно работал с этой моделью. Рисунок был передан в дар куратором московской галереи «Ковчег» Сергеем Сафоновым после персональной выставки Истомина в Третьяковской галерее, прошедшей в 2019–2020 годах. «Ковчег» хранит основную массу графических произведений этого автора, полученную от наследников Леонида Казенина (1897–1965) – художника, ученика и близкого друга Истомина, которому тот передал значительную часть своих произведений перед отъездом в эвакуацию в Узбекистан, где Истомин умер в 1942 году. Казенин составил полный список имевшихся у него работ Истомина, в соответствии с ним на каждом листе Казенин поместил номер в круге или овале. На обороте рисунка «Сидящая полуобнаженная (Лидия)» есть такой номер – 207.