Васнецов Виктор (1848-1926)
Аллея. Стволы лип
1916
Размер - 19,4 x 8,3
Материал - фанера
Техника - масло
Инвентарный номер - ДМВ Ж-232
Дар Т.В. Васнецовой. 1959
Как отдельный жанр пейзаж в творчестве Виктора Васнецова не выделяется. Тем не менее в сказочных и былинных картинах он играет принципиальную роль и является героем живописного произведения, наряду с изображенными персонажами. Он выявляет внутренний смысл изображаемых событий, дает им особенную, эпическую, былинную или лирическую окраску.
Близость к природе была важна для художника. В первой половине 1880-х и в 1890-х годах Васнецов часто проводил летние месяцы в усадьбе С.И. Мамонтова Абрамцево. В 1901 году в 20 верстах от этого места он приобрел имение Ваньково, названное в семье «Новое Рябово» в честь села, где художник провел свое детство.
В Новом Рябове Васнецов скрывался от городской суеты, а когда в первые десятилетия XX века в России и мире стали нарастать волнения, разворачиваться войны и революции, это место стало для художника и его семьи настоящим убежищем и утешением от бурь и тревог времени.
В отличие от абрамцевских этюдов, проникнутых духом героического эпоса, пейзажи Нового Рябова отличаются особым лиризмом, пристальным вниманием к облаку, дереву или маленькому цветку. В своем дневнике за 1905 год художник писал: «Красота составляет основу всех форм мироздания. От величайших светил, наполняющих мировые пространства, до самой маленькой букашки и незаметного цветка – все полно красоты, все исполнено красотой».
Васнецов писал этюды на пленэре, в качестве основы часто использовал небольшие фанерные дощечки не более 20 см в длину и всего лишь 8,5 см в ширину. Держа их в руках, художник быстро, в свободной манере фиксировал свое впечатление и подписывал, ставя на обороте карандашом точную дату. Впоследствии этюды ромашек и деревьев художник использовал в качестве подготовительного материала для создания пейзажа в картине «Спящая царевна» (1913–1917).
Пейзажные этюды на небольших по размеру холстах представляют более сложную авторскую работу. Такие работы, как «Дорога в сосновом лесу» или «Семья елок», имели для него самостоятельное художественное значение. Здесь художник не просто фиксировал понравившийся пейзажный мотив, а стремился выстроить композиционную структуру, создать общее настроение.
В 1918 году Новое Рябово было национализировано со всем имуществом, поэтому сохранившиеся этюды ныне представляют уникальную мемориальную ценность. Высокие живописные качества этюдов расширяют представление о пейзажном творчестве Васнецова.