Любимым местом пребывания Щедрина в Италии был Сорренто. Расположенный недалеко от Неаполя, он получил известность как один из лучших курортов побережья. Приехав в городок летом 1825 года, художник делился с братом: «Сорренто земля прелестнейшая, вообрази себе леса апельсинные, лимонные, под тенью коих прогуливаешься... Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может!» Образ Сорренто в творчестве Щедрина ассоциируется прежде всего с видами Большой и Малой гаваней. Со временем гавани были застроены и лишились облика, запечатленного русским пейзажистом.
Чаще других живописец обращался к виду, который сам именовал как «вид, взятый мною в Сорренто, где виден дом Тасса на ближайшей скале». В городке действительно когда-то находилось здание, в котором родился великий итальянский поэт Торквато Тассо, автор знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим». Дом еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Но ставшее легендарным имя во второй половине ХIХ века связывали с гостиницами «Отель Тассо» и «Отель Трамонтано».
На полотне изображен берег с отвесной скалой, возвышающейся над морем. Здания, потемневшие от солнца и ветра, словно вырастают из потрескавшихся, поросших зеленью прибрежных скал, составляя с ними единое целое. Пространство картины отличается внутренним равновесием и плавным композиционным ритмом. Замкнутое справа отвесными скалами, оно увлекает взгляд зрителя налево, в морскую даль. Картина является авторским повторением
одноименной работы 1826 года (Третьяковская галерея). Оба полотна похожи по композиции (избрана та же точка зрения), однако отличаются по освещению. В более позднем пейзаже художник активнее использует тень, слабыми лучами солнца освещены лишь горы на заднем плане и гладь воды.
Как истинный пейзажист-романтик, Щедрин наделял свои виды эмоциональной ролью, связывая их с человеческими чувствами и переживаниями. Он одним из первых русских живописцев обратился к передаче особенностей освещения, определенных не только течением дня, но и состоянием погоды. Мастер отказался от условных темных и теплых золотистых тонов, характерных для классических итальянских пейзажей, отдав предпочтение холодному, чуть серебристому колориту, лишенному резких красочных акцентов. Такая палитра особенно характерна для периода расцвета творчества художника. Наполненный тишиной и покоем природный мир Щедрина проникнут возвышенным, романтическим настроением.
Данный вид известен в нескольких вариантах, находящихся в Алупкинском дворце-музее (1825), в Тверской картинной галерее («Вид Сорренто близ Неаполя», 1825?), в Третьяковской галерее (1828), в Русском музее (конец 1820-х), в Приморской картинной галерее (время создания не известно).