Триптих «Апокалипсис» служил эскизом к неосуществленной росписи во Владимирском соборе в Киеве. В 1885 году историк искусства и археолог Адриан Викторович Прахов, который был автором программы росписи, предложил Васнецову принять участие в украшении собора. Работы планировали завершить в кратчайший срок, к июлю 1888 года, и приурочить освящение собора к 900-летнему юбилею крещения Руси князем Владимиром Святославичем. Тем не менее художественный процесс затянулся почти на одиннадцать лет и был завершен лишь в 1896 году.
В 1889 году Васнецов работал над триптихом «Апокалипсис» – эскизом росписи плафонов центрального нефа. В основе композиции лежит текст последней книги Библии – Откровения Иоанна Богослова, в которой содержится пророчество о событиях конца света.
В средней части триптиха художник поместил композицию «Воинствующий Христос», изобразив в ней образ Слова Божия. «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откр. 19: 11–16).
В верхней части Васнецов изобразил ангела, стоящего на солнце и призывающего птиц на вечерю Божию (Откр. 19: 17–18), в нижней – вавилонскую блудницу рядом со Зверем (Откр. 17: 3–6).
Художник использует яркую, необычайно насыщенную цветовую палитру – багровые, огненные красно-оранжевые, ультрамариновые и бирюзовые оттенки, которые подчеркивают сверхъестественную природу будущих событий.
Комиссия при Церковно-археологическом обществе отклонила эскиз Васнецова, как указывал сам художник, «на том основании, что “Апокалипсис” в силу своей непонятности не читается в церквах, а потому и изображение из него не следует делать в церкви». Васнецов заменил этот триптих другим –
«Единородный Сын Слово Божие», «Распятие» и «Бог Саваоф». Эскизы к этим композициям также хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.