Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)
Патрон шедевра
Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)
1819
Размер - 63,2 x 84,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26674
Приобретено у А.С.Яковлева. 1947
На картине изображена часть одной из центральных неаполитанских набережных, Ривьеры ди Кьяйя, рядом со входом в Королевский сад. За ним открывается вид на набережную Партенопе, замок Яйца (Кастель-дель-Ово) и Везувий, курящийся в дымке на заднем плане. Городская застройка неотделима в полотне от природного ландшафта, объединяющего скалистый берег и спокойную гладь залива. Подобное решение во многом было определено особенностями облика Неаполя. В городе, по словам Щедрина, не было ни одного «пренсипального», то есть центрального, здания, играющего главенствующую роль. Это место в пейзаже принадлежит Везувию, силуэт которого завершает перспективу набережной.
Произведение было создано во время первого приезда Щедрина в Неаполь. В 1819–1820 годах он находился здесь, выполняя заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь виды южного города. Художник писал своему другу, скульптору С.И. Гальбергу: «Город обширный, прекрасный, многолюдный, местоположение привлекательное». Не меньше пейзажист был поражен шумом, царящим в Неаполе, и темпераментом его жителей. По словам художника, жизнь горожан «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят». Не случайно особое место в композиции картины занимают первый и средний планы, где представлены многочисленные бытовые и праздничные сценки, придающие пейзажу жанровый характер. В толпе простолюдинов выделяются фигуры нарядно одетых господ, совершающих прогулку. Среди них живописец изобразил и себя, беседующим с уличной торговкой. И хотя в колорите и изображении людей еще чувствуются некоторые погрешности, полотно имеет особое значение, как одно из ранних произведений, выполненных Щедриным в Италии.
Созданные по заказу князя Михаила Павловича виды Неаполя пользовались большим успехом. Как говорил сам художник, он написал шесть или семь вариантов этой композиции, меняя стаффажи и детали переднего и среднего планов. Второй вариант с подобными изменениями был исполнен Щедриным через год (1820, Русский музей). Наиболее близко картине полотно «Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя» (1826), которое отличается тонально разработанной цветовой гаммой и передачей световоздушных эффектов. Этому же виду посвящена карандашная зарисовка А.Т. Маркова «Вид Неаполя от Вилла Реале» (1836).