Весна в Велегоже
Патрон шедевра
Попков Виктор (1932-1974)
Весна в Велегоже
1971
Размер - 35,8 x 47,7
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - РС-7705
Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника, с персональной выставки (М.,1982). 1985
На пейзаже Виктора Попкова изображена широкая деревенская улица старинного села Велегож со знаменитой церковью Рождества Богородицы вдали. Сугробы подтаявшего снега с проталинами и темными пятнами следов передают атмосферу ранней весны. Черная маленькая собачка на переднем плане оживляет безлюдный пейзаж, делая его более динамичным и эмоционально насыщенным.
Попков часто и с большой любовью рисовал и писал старинные русские деревеньки. Из своих многочисленных творческих поездок он привозил в Москву огромное количество рисунков, акварелей, эскизов к будущим картинам. Приезжал он на этюды и в село Велегож Тульской области, раскинувшееся на высоком берегу реки Оки. Существует легенда о происхождении названия села. Она повествует о том, что в стародавние времена эти места посетил царь Пётр I и, восхищенный их красотой, будто бы воскликнул: «Великое гоже!» Действительно, велегожские окрестности славятся величественными видами, но художника больше волновала не широкая панорама, открывающаяся с поросших вековым бором высоких берегов, а жизнь самого села с его уютными голубыми домиками, размеренным бытом, разлитой вокруг тишиной и покоем.
Виктор Попков, как и многие большие мастера, умел увидеть в простом незамысловатом мотиве сказочную красоту. В пейзаже «Весна в Велегоже» он добился удивительной гармонии нежно-голубых, розово-фиолетовых и темно-красных оттенков, звучащих одновременно и сдержанно, и по-весеннему мажорно, создав выразительный, декоративно насыщенный поэтичный образ русской деревни.