Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Земский приказ на Красной площади
1922
Размер - 24,6 x 33,4
Материал - бумага
Техника - автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-344
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1922 году мастер выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Издание представило панораму столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков. Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов.
Автолитография из коллекции Третьяковской галереи главным образом посвящена диковинной архитектуре древней Москвы. Художник отказывается от событийности и развернутого сюжета. Зато сам городской пейзаж становится сюжетно значительным. Внимание автора также обращено на простой старинный быт, обычных людей в их повседневности. Васнецов отобразил вид на Земский приказ со стороны Красной площади. Здание государственного учреждения представлено в его вероятном виде в конце XVI – начале XVII века. Слева от приказа высится граненая угловая Арсенальная башня Кремля, вдали заметны мощные арки Воскресенского моста. На переднем плане разворачиваются сцены из повседневной жизни москвичей. Первоначальные палаты Земского приказа появились на северной стороне Красной площади в 1597 году. В 1700 году часть помещений было передано Главной аптеке, а через полвека в доме расположился Императорский Московский университет. Уже значительно обветшавшее здание было разобрано в 1874 году в связи со строительством Исторического музея.
В серии картин и графических произведений, связанных с историей Москвы, наиболее ярко и самобытно раскрылось дарование художника Аполлинария Васнецова. Работы пронизаны любовью к народу и его истории, что делает их еще более правдивыми и убедительными.