Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Печатный двор на Никольской улице
1922
Размер - 24,5 x 33,4
Материал - бумага
Техника - автолитография
Инвентарный номер - МКВ ГР-346
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году мастер выпустил в издательстве «Берендеи» серию автолитографий «Древняя Москва». В этом же году литографии были представлены в собрании Комиссии по изучению старой Москвы, организации, где самоотверженно работали архитекторы, художники, музыканты, общественные деятели, старожилы города.
Альбом объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Уже в начале столетия определились научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста, исследователя древних городов. Издание представило панораму столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков. Каждому из исторических пейзажей предшествовала большая исследовательская работа. Васнецов воссоздавал облик Москвы, ансамблей и отдельных зданий на основе всех доступных ему материалов.
Автолитография из коллекции Третьяковской галереи главным образом посвящена диковинной архитектуре древней Москвы. Художник отказывается от событийности и развернутого сюжета. Зато сам городской пейзаж становится сюжетно значительным. Внимание автора также обращено на простой старинный быт, обычных людей в их повседневности.
«Печатный двор на Никольской улице» повествует о вероятном его виде в конце XVII века. Васнецов изобразил причудливый фасад самого здания, за ним виднеются главы Заиконоспасского монастыря, вдаль от зрителя уходит Никольская башня Кремля, левее высится кремлевская стена и за ней – верх Троицкой башни. Никольская улица изображена мощеною вдоль тесом, как и все центральные улицы древней Москвы.
Исторически сложилось так, что книгопечатное дело не сразу прижилось на Руси. Печатный двор был основан при Иване Грозном в 1554 году, и лишь после Смутного времени окончательно упрочил позиции в государстве, получил официальный свод правил и постоянное финансирование. В связи с произошедшими переменами при Алексее Михайловиче было заложено новое каменное здание Двора. Современный же нам вид древней типографии с элементами готики сложился в 1814 году стараниями архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского.
В серии картин и графических произведений, связанных с историей Москвы, наиболее ярко и самобытно раскрылось дарование художника Аполлинария Васнецова. Работы пронизаны любовью к народу и его истории, что делает их еще более правдивыми и убедительными.