Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Терраса в Сорренто
1825
Размер - 29,7 x 40,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.187
Приобретено П.М. Третьяковым до 1873
Виды с изображением пергол (ит. pergola), увитых виноградом беседок или террас, – одна из самых своеобразных пейзажных тем в творчестве Щедрина. Художник обращался к этому мотиву, работая на натуре в окрестностях Неаполя. Картины на данный сюжет хранятся в Третьяковской галерее: «Терраса, обвитая виноградом» (1828), «Терраса на берегу моря» (1828), «Терраса в Поццуоли» (1828). Создавая иллюзию тенистой аллеи, эти террасы и веранды служили местом, где можно было укрыться от летнего зноя местным жителям и странникам.
К числу подобных изображений можно отнести полотно «Терраса в Сорренто», в котором жанровое начало преобладает над пейзажными задачами. Весь передний план небольшой картины занимает терраса с сидящим на парапете рыбаком, беседующим с девушкой, и стоящим поодаль юношей. В руках у моряка изображена мандолина. Непринужденность фигур производит впечатление простой житейской сцены. Элемент жанровости усиливают разбросанные по полу террасы предметы домашнего обихода. Даль замкнута цепью гор, отчего внимание невольно останавливается на первом плане. Светлые дома за террасой и закрытый горами горизонт ограничивают пейзаж рамками сценической площадки. В композиции главенствуют принципы линейной перспективы, хотя легкая игра светотени уже вносит ощущение воздушного пространства. Солнечные лучи проникают сквозь виноградные лозы, рисуя на стене здания ажурную тень. Щедрин использует принцип контраста, возникающий между затененной террасой и освещенным солнцем пейзажем вдали. Этому способствует цветовая гамма полотна, решенная в теплых золотисто-коричневых и зеленых тонах переднего плана и холодных серо-голубых – заднего.
Этот ранний вариант «террас» открыл в творчестве Щедрина тему пейзажного «интерьера», стремясь передать эффекты резкого перепада света и тени, что так любили художники-романтики. Излучающие покой и умиротворение, пейзажи Щедрина стали своеобразным символом края вечного полдня. Неслучайно данное произведение было приобретено П.М. Третьяковым. Через двадцать лет выдающийся коллекционер пополнит свое собрание еще одной «террасой» 1828 года, в которой пейзажист продолжил свои искания в трактовке световоздушной среды.