Фамилия Куинджи, экзотическая для русского слуха, стала все чаще звучать в художественных кругах Петербурга и Москвы именно после появления картины «Украинская ночь». Пейзаж был представлен на 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где удостоился высокой оценки художников, критиков и любителей искусства.
Куинджи выразил очарование и неуловимую красоту тихой южной ночи, которая словно по волшебству преображает природу, даже самый скромный, ничем не примечательный ее уголок. С поразительным мастерством он передал отражение лунного света от белоснежных стен мазонок, стволов тополей и дороги. Природная наблюдательность и «острый глаз» художника-колориста позволили выстроить точную градацию цветов, передающих свечения различных поверхностей при полнолунии. Несмотря на то, что источник света – луна – не изображен на картине, создается иллюзия его присутствия. Более того, не возникает сомнений, что подобное состояние природы возможно лишь при полной луне.
Пейзаж отличается простотой мотива — запечатлен одинокий хутор, дремлющий под покровом ночного неба. На первый взгляд, картина решена обобщено и лишена повествовательных подробностей. Однако при неспешном рассмотрении, сквозь ночную мглу проступают детали, такие как свет в окне одной из хат, развешенная на плетне одежда и крынки. Постепенно взгляд начинает замечать множество звезд, которые соединяются в созвездия, расставленные кистью художника с астрономической точностью.
Куинджи сумел передать состояние умиротворяющего покоя и завораживающей тишины. Он до такой степени наполнил пейзажный вид мелодичностью и поэзией, что в памяти восторженных зрителей до сих пор всплывают поэтические строки из сочинений Александра Пушкина, Николая Гоголя и Алексея Толстого. Картины «Украинская ночь» и созданная через несколько лет «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей) окончательно утвердили Куинджи в «звании» художника-поэта, который, по словам Адриана Прахова, обладал «глубоко-поэтической, глубоко-чувствующей душой».
Пейзаж «Украинская ночь» в 1876 году приобрел Сергей Третьяков. Согласно его завещанию, он поступил в собрание его старшего брата Павла.