Фальк Роберт (1886-1958)
Крымский пейзаж
1915
Размер - 98,5 x 103,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1468
Приобретено у К.Р. Барановской-Фальк, дочери художника, Москва. 1995
Творческий путь Роберта Фалька отличался сложной внутренней эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда – обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928–1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. В 1950-х, в период «оттепели», творчество Фалька стало для неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям – французскому искусству и русскому авангарду, через пропасть изоляции, куда волей государства была ввергнута отечественная культура.
О своей «бубнововалетской» живописи Фальк писал: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. <...> В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы». Фальк пишет и пейзажи, и портреты, и обнаженную натуру, и натюрморты, причем в эти годы уже вполне складывается его собственная поэтика каждого из жанров.
Многие важнейшие работы Фалька середины 1910-х годов написаны в Крыму. «Крымский пейзаж» 1915 года – произведение зрелого «бубнововалетского» стиля Фалька, отражающее и общее для «валетов» движение от декоративного кубизма к сезаннизму во второй половине 1910-х годов, и нечто характерное именно для Фалька – интерес к свету. Здесь царит наполненное светом пространство – в отличие от того ярого пафоса материи, которым поражали холсты Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Земля, горы, домики, кроны деревьев – не формы, на которые извне ложится свет, они словно насыщены им изнутри, так же, как и темно-синее небо, лиловеющее к горизонту.
Тяжелые, несколько кубизированные объемы гор и строений будто нависают над передним планом с тонкими стволами деревьев и небольшими фигурками между ними (этот мотив – люди под деревьями – сквозной на всем протяжении творчества Фалька). Композиция лишена твердой нижней опоры, земля уходит вниз, стволы, решетка заборчика, фигуры срезаны краем картины, они кажутся подвижными и «мимолетными», а вверху вольно раскинулись вечные величавые горы.
Картина написана на обороте другого незавершенного пейзажа примерно того же времени – Фальку часто не хватало холстов, и он использовал «изнанку» работ, которые считал неудачными (иногда – но не в этом случае – даже разрезая их на несколько кусков).
«Крымский пейзаж» 1915 года принадлежит к числу классических работ Роберта Фалька периода «Бубнового валета».