Обнаженная в кресле
Патрон шедевра
Фальк Роберт (1886-1958)
Обнаженная в кресле
1922-1923
Размер - 130,5 x 111,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3649
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1985
Творческий путь Роберта Фалька отличался сложной внутренней эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда – обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928–1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший опыт предшествующих лет. В 1950-х, в период оттепели, творчество Фалька стало для молодых неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям – французскому искусству и русскому авангарду – через пропасть изоляции, куда волей государства была ввергнута отечественная культура.
Картина «Обнаженная в кресле» (1922–1923) получила особую известность благодаря острой реакции на нее Никиты Хрущёва. Она была одной из доминант знаменитой экспозиции к 30-летию МОСХа в московском Манеже. Когда в декабре 1962 года Манеж посетил Хрущёв и увидел эту картину, пораженный кубистической трактовкой женской плоти глава государства возмутился:
«Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально. Во всяком случае, я, председатель совета министров, ни копейки не дал бы, а кто будет брать деньги на этот хлам, того будем наказывать, а печать не поддержит <…> у нас покамест такое “творчество” считается неприличным, у нас милиционер задержит».
Так «Обнаженная» Фалька прочно вошла в историю культуры нашей страны под именем «Голая Валька». Хрущев именно так услышал ее название.
Написана была картина в 1922-м, переломном для Фалька году, когда он начинал отходить от своей манеры периода «Бубнового валета». В трактовке формы еще есть кубистическая «рубленость», так возмутившая Хрущева, но цветовое решение близко тому, что называется «музейным колоритом». Изображена знаменитая натурщица Станислава Осипович, которую рисовал еще Валентин Серов. В первые годы после революции, когда в нетопленых мастерских Вхутемаса стоял пар от дыхания, Осипович героически позировала обнаженной у железной раскаленной печки-буржуйки: «Один бок у нее поджаривается, краснеет, другой – замерзший, зеленовато-синий», – вспоминал один из студентов.