Ляля Фальк
Патрон шедевра
Фальк Роберт (1886-1958)
Ляля Фальк
1905
Размер - 60,3 x 41,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5717
Приобретено у А.В. Щекин-Кротовой, вдовы художника, Москва. 1989
Живописец Роберт Рафаилович Фальк – фигура значительная и даже легендарная в истории русского искусства ХХ века. Пройдя школу В.А. Серова и К.А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и восприняв опыт импрессионистов, он в 1910-е годы вместе с единомышленниками по объединению «Бубновый валет» был занят поисками языка новой живописи, осваивал опыт Сезанна и французских кубистов, а в 1920-е обратился к изучению наследия старых мастеров. Проведенные в Париже девять с половиной лет (1928–1937) принесли ему творческую свободу. Последние два десятилетия жизни художника прошли в Москве и были всецело посвящены работе.
«Ляля Фальк» – одно из самых ранних портретных произведений Роберта Фалька. Небольшой этюд выполнен 19-летним юношей через полгода после его поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1905 году и относится к первому этапу ученичества художника. До училища Фальк брал уроки в художественной школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина, а также занимался в студии живописи и рисунка И.И. Машкова. На портрете изображена двоюродная сестра художника – дочь его любимого дяди, земского врача Иосифа Фалька, проживавшего в небольшом провинциальном городке Покров Владимирской губернии. В семье близких родственников Роберт часто гостил в период весенних и зимних каникул в 1900-х годах. Именно в Покрове на Рождество 1905 года и был написан этот портрет. Композиция скромного этюда сидящей девочки незамысловата: погрудное изображение, профильный поворот, лишенный антуража фон. Основное внимание начинающего художника, наделенного от природы редким даром колориста, сосредоточено на цветовой композиции. Для детского портрета Фальк находит нежные соотношения голубых, розовых, охристо-коричневых, серых. Бело-голубой бант на прическе кузины перекликается с ее платьицем того же цвета, румянец на пухлых щеках – с нежно-кораллового цвета бусами на шее девочки. Серый фон, сотканный из деликатных оттенков теплых и холодных цветов, гармонирует и с одеждой, и с пышными золотисто-русыми вьющимися волосами модели. Работа выполнена смелым импрессионистическим раздельным мазком, в фоне – широкими, вертикально направленными движениями кисти. Этюд передает ощущение безмятежности и непосредственности детства.