Фальк Роберт (1886-1958)
Бухта в Балаклаве
1927
Размер - 70 x 88,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10464
Приобретено у автора (через Е.С. Потехину, Москва). 1929
Работа «Бухта в Балаклаве» относится к периоду 1920-х годов, когда Роберт Рафаилович Фальк уже получил признание как самобытный живописец и авторитетный педагог, один из самых востребованных профессоров ВХУТЕМАСа. Всю жизнь пребывавший в постоянном поиске профессионального совершенства, в это время он начал отходить в стилистике своих работ от авангардных экспериментов, обращаясь к более традиционной живописи, к наследию старых мастеров.
Пейзаж выполнен в юго-западной части Крыма, в курортном городе Балаклава Таврической губернии близ Севастополя. Фальк любил крымскую природу и неоднократно на протяжении всей жизни (в 1908, 1914–1916, 1938, 1950) ездил в Крым в поисках новых впечатлений, где в разные годы запечатлел виды живописного селения Козы (ныне Солнечная долина) вблизи Судака, Коктебеля, Бахчисарая, Алупки. Очарованный Балаклавой, где он провел июль-август 1927 года, а также следующее лето, художник делился своим впечатлением в письме к матери М.Б. Фальк (1927): «Балаклава прелестное место. Но оно какое-то игрушечное, маленькое. Миниатюрная бухта, малюсенький город, крошечный городской сад и т.д. В этом и есть своеобразная прелесть. Я пишу здесь с удовольствием».
Весь живописный строй картины гармоничен и четко продуман. Строго выверено построение композиции: две четкие горизонтали береговых линий вытянутой в глубину узкой балаклавской бухты – на переднем плане и вдали, у подножия гор, – контрастируют с расположенной слева мощной вертикалью дерева. Картинное поле между ними заполнено многочисленными жанровыми изображениями: фигурами прохожих, плавающих в бухте лодок с гребцами, городских домов на дальнем плане, у подножия замыкающих бухту гор. В трактовке форм: прямых линиях набережной, четких упругих очертаниях гор, геометризации домов и их красных крыш – заметны отзвуки кубизма, которым художник был увлечен во второй половине 1910-х годов. Энергией интенсивного цвета передано радостное ощущение солнечного юга. Обыденные мотивы не мешают созданию значительного, яркого образа природы. Полотно является одним из лучших пейзажей мастера 1920-х годов.
В собрании Третьяковской галереи хранится одноименный акварельный эскиз-вариант к картине.