Репин Илья (1844-1930)
Богомолки-странницы
1878
Размер - 73,3 x 54,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5846
Поступило от Наркоминдела. 1925
В 1877 году Илья Репин задумал картину «Крестный ход в дубовом лесу». В 1878 году, находясь в Москве, художник исполнил для будущего полотна этюд «Богомолки-странницы». Позднее он был использован при разработке левой части композиции картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, Третьяковская галерея). Художник поместил фигуры странниц близко к первому плану, уделив значительное внимание этой группе. Женщины со всем своим скудным имуществом бредут в стороне от основной процессии, куда их не допускают. Простая поношенная одежда странниц контрастирует с праздничными костюмами людей, идущих крестным ходом.
Образ богомолок, вероятно, связан с впечатлениями художника от встреч с многочисленными странниками, направлявшимися на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Их путь пролегал через окрестности Абрамцева, где Репин жил у Мамонтовых в 1877 и 1878 годах.
На протяжении всей жизни живописец придавал важное значение работе над этюдом. Его небольшие подготовительные штудии часто становились полноценными полотнами. В этой работе Репин решает непростую задачу изображения движущейся группы. Небольшой размер фигур и густая тень на лицах странниц не лишает их образы портретности. Потемневшая от солнца кожа, грубоватые физиономические черты, узловатые от тяжелого физического труда руки, чайник на груди одной из женщин – эти жизненные подробности важны для живописца. Работая над полотном, художник использовал фотоснимки странниц. Точность фотографии предопределила скрупулезную повествовательность этюда, присущие ему резкость светотени, почти монохромный характер красочной гаммы.
Репин тщательно выстраивает пространство пейзажа с полями, лугами, лесами и озерцами, подробно выписывает полевые цветы первого плана. Световоздушная среда композиции организована посредством тонких градаций оттенков. Разбеливая пигменты, художник передает выцветшие краски знойного полдня.
На большом полотне лица странниц написаны более условно, изменено расположение их фигур, а также колорит и освещение.
Картина находилась в собрании Павла Харитоненко, крупного предпринимателя, мецената и коллекционера.