Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пруд. Демьяново близ Клина
1917
Размер - 64 x 89
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22531
Приобретено у семьи художника, Москва. 1936
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1903–1917 годах Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных усадьбе Демьяново Клинского уезда. Старинная усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым («Бабушкин сад», 1878) и Василием Максимовым («Всё в прошлом», 1889), развивали московские живописцы, члены «Союза русских художников»: Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Русская усадьба воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
История Демьянова уходит в глубь Средневековья. Здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Фёдоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Танеев привлекал в усадьбу интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 год. Здесь он много работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Художник обратился к особому типу пейзажного жанра – изображению рукотворной природы усадебного парка. Атмосфера усадьбы обостряла понимание связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
Пейзаж «Демьяново. Пруд близ Клина» написан в смутное и тревожное время, летом 1917 года. Васнецов продолжает традиции реализма и импрессионизма, с образами природы, соразмерными человеку и кругу его привычного бытия. Летний парк предстает праздником для глаз. В солнечной яркости красок, открытой манере письма и разнообразии оттенков зеленого передана живая энергия природы. Пейзаж изящно скомпонован, при этом убедителен и оптимистичен.
Образ сада привлекал русских художников на протяжении всего XIX века, и его главной темой была гармония. Васнецов с эмоциональной точностью передает ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми простыми сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.