Волков Александр (1886-1957)
Три музыканта
1926
Размер - 18,5 x 18,5
Материал - фанера
Техника - лак, темпера
Инвентарный номер - ЖС-4086
Приобретено у А.А. и В.А. Волковых, сыновей художника. Москва, 1990
Творчество самобытного художника, поэта, педагога Александра Николаевича Волкова относят к особому явлению в искусстве ХХ века, получившему название «туркестанский авангард». Будучи этническим русским, проживавшим на Востоке (родился в нынешней Фергане и 41 год прожил в Ташкенте), Волков очень любил Узбекистан. Он много наблюдал жизнь местного населения, чутко воспринимал ее особенности, называя себя кочевником и обозревателем. Особую значимость в традиционной культуре Средней Азии имела музыка, что счастливым образом совпало с музыкальным складом натуры самого Волкова, который в очертаниях гор видел «рисунок песни», слышал восточную мелодию и сам обладал редким драматическим тенором.
Композиция «Три музыканта», исполненная темперой на небольшой фанере квадратного формата, входит в ряд многочисленных произведений художника на любимую им тему. Изображая сам момент музыкальной игры, художник передает характер, психологию и пластику исполнителей. Три сидящих на полу узбека играют на дутаре (двухструнный щипковый инструмент), сурнае (деревянный духовой инструмент) и барабане. Волков часто использовал в своих произведениях число три как числовую формулу «множества в едином». Избегая деталей, орнаментов и всего отвлекающего взгляд от главного, художник сосредоточивает всё внимание на музыкантах, отрешенно углубленных в творческий процесс. Ведущие мелодию барабанщик и трубач представлены в интенсивно-красных одеждах, тогда как аккомпанирующий им дутарист, приподнявший голову и прикрывший глаза, одет в сине-черное. Глубина синих и горение красных тонов, бросающих отсветы на лица музыкантов, соответствуют звучанию музыки. Глаза солирующего трубача открыты и светятся внутренним огнем. Барабанщик, лицо которого скрыто от зрителя, собран и застыл с поднятыми палочками, готовясь вступить в игру. Дутарист ведет свою партию в мечтательной погруженности в себя. Каждый участник трио обладает своей индивидуальностью и в то же время участвует в ансамблевом звучании. Теплый тон коричневатых стен с живописными разводами, затененный пол и не закрашенные по периметру картины участки фанеры образуют объединяющий, смягчающий фон для ярких персонажей. Средствами живописи с чуткостью и лаконизмом Волков передает звучание узбекской музыки, которая держится на одноголосии и многократных повторах, часто производящих гипнотическое воздействие.