Свадьба
Патрон шедевра
Волков Александр (1886-1957)
Свадьба
1927
Размер - 54 x 225
Материал - холст
Техника - лак, масло, темпера
Инвентарный номер - ЖС-2078
В 1984 от МК СССР
Судьба художника и поэта Александра Николаевича Волкова, этнического русского, родившегося и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, уникальна. Его называли «русский туркестанец» – настолько глубоко за долгие годы он сроднился с этой землей. Восточная тематика стала главной в его творчестве, он даже признан основоположником современного узбекского искусства.
Волков родился в городе Новый Маргелан (нынешняя Фергана). Художественное образование получил в дореволюционной России: сначала в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин; продолжил занятия в Киевском художественном училище у крупнейшего мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в Среднюю Азию в 1916 году, художник поселился в Ташкенте и жил там почти 40 лет, до конца своих дней. В 1927-м он стал одним из организаторов объединения «Мастера нового Востока», члены которого стремились к созданию новаторского искусства своего времени.
Полотно «Свадьба», написанное в год появления этого объединения, представляет собой фризовую композицию из двенадцати (значимое число и в христианской, и в мусульманской культурах) погрудных изображений мужчин, участвующих в свадебном шествии. Семь фигур на первом плане и пять на втором исполнены почти локальным цветом. В центре первого ряда – трубач, самый активный и яркий из персонажей. Его красное одеяние вместе с синим и зеленым цветом одежд стоящих рядом образует любимое волковское живописное трезвучие. Остальные мужчины, включая жениха в белом тюрбане и с розой за ухом, показаны со смиренными и созерцательными лицами. Второго справа человека на заднем плане принято считать автопортретом художника. Более европейское лицо, направленный прямо на зрителя взгляд (традиционный прием автопортретов в многофигурных композициях старых мастеров) – аргументы в пользу этой версии. Выражение лиц большинства изображенных передает их некоторую отрешенность от обыденной жизни и погруженность в переживания иного рода. Художнику удается преодолеть однообразие вытянутого в ряд изображения с помощью ритмического чередования цвета, особенно сильно звучащего в центральных фигурах.