Творчество Александра Николаевича Волкова – художника, поэта, педагога – относят к особому явлению в искусстве ХХ века, получившему название «туркестанский авангард». Волков, русский по национальности, родился и бóльшую часть жизни прожил в Узбекистане, глубоко прочувствовав суть местной культуры. В его работах сплавлены в самобытный живописный язык многие влияния русской, восточной и западной живописи. Большая композиция «Слушают музыку» входит в ряд значительных произведений на любимую художником тему. Музыка для А.Н. Волкова – величайшая ценность, многообразно влиявшая на него, это отразилось и в поэзии мастера, и в названиях картин. В волковском художественном мире «трудно отделить краски от звуков и слов». Герои полотна – четыре узбека с кроткими задумчивыми лицами, глубоко погруженные в мир музыки, которую исполняют на дутарах различимые на заднем плане фигуры. В склоненных головах, увенчанных похожими на разноцветные нимбы чалмами, в плавно-округлых контурах сидящих, в ритмике чистого цвета – во всем гармонично-созерцательном строе картины словно бы слышится медленная тягучая мелодия, заворожившая слушателей. Средствами живописи художник воплощает музыкальные ритмы, воспроизводит звучание узбекской музыки, которая держится на одноголосии и многократных повторах, часто оказывающих гипнотическое действие. Переливами красок картина напоминает восточную ткань. Обрамление композиции в виде многоугольной арки, возможно, связано с замыслом создания панно – монументальной стенной росписи для расположения под сводчатым потолком какого-то здания.
Волков с наслаждением отдавался ритму, применяя понятие музыкального ряда – того, что искусствовед А.А. Сидоров называл «ритмом красок». Это было связано с глубинной верой в единство и цикличное развитие физического мира – «живой земли». Картину обнаружили в 1993 году при реставрации. До того она была оборотной стороной холста, где лицевой стороной считалась другая
работа А.Н. Волкова – «Караван (Приход)» (1922–1923). При реставрации полотно было раздублировано: разделено на две части, каждая со своей основой.