Ремесленники старой Бухары
Патрон шедевра
Волков Александр (1886-1957)
Ремесленники старой Бухары
1946-1947
Размер - 83,5 x 50
Материал - фанера
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4085
Приобретено у А.А. и В.А. Волковых, сыновей художника, Москва. 1990
Судьба художника и поэта Александра Николаевича Волкова, этнического русского, родившегося и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, уникальна. Его называли «русский туркестанец» – настолько глубоко за многие годы он сроднился с этой землей, восточная тематика стала главной в его творчестве, он признан основоположником современного узбекского искусства. В своем творчестве он прошел длительную эволюцию: от интереса к эстетике символизма, влияния М. Врубеля, обращения к кубофутуризму до поисков в области новой фигуративности 1930–1950-х годов.
Жанровая композиция «Ремесленники старой Бухары» относится к позднему периоду творчества художника. В это время он вырабатывал особую технику: пользовался приемами импрессионистов, писал широкими обобщающими мазками. В интерьере узкой, тесной лавочки-мастерской изображены трое седобородых мужчин в тюбетейках. Трехфигурная композиция построена пирамидально: в центре – фигура портного, сидящего за тускло мерцающей в темноте швейной машинкой, справа и слева – сидящие на полу старики, один из которых держит на коленях газету. Благодаря живой связи с узбекским народом и его культурой художнику удалось достоверно передать позы и этнические особенности персонажей. Особенность поздней волковской живописи – рождение формы вместе с цветом. Лишь несколькими движениями кисти, а то и штрихами обозначены человеческие фигуры, предметы (швейная машинка, желтые куски материи), темные зеленовато-красные тени. Кажущаяся черной глубина интерьера написана зеленым цветом. Благодаря живописному обобщению три погруженные в размышления персонажа в темном неопределенном пространстве могут восприниматься, скорее, как некие древние мудрецы, чем как современники художника.