Чайхана
Патрон шедевра
Волков Александр (1886-1957)
Чайхана
Начало 1920-х
Размер - 26,5 x 33,5
Материал - картон
Техника - смешанная техника
Инвентарный номер - ЖС-5979
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Творчество самобытного художника, поэта, педагога Александра Николаевича Волкова относят к особому явлению искусства ХХ века, получившему название «туркестанский авангард». Будучи этническим русским, Волков родился и бóльшую часть жизни прожил в Узбекистане, который очень любил за его краски и «сложную, узорчатую жизнь». Он много наблюдал быт местных людей, называя себя кочевником и обозревателем. Ему удалось глубоко прочувствовать и передать в своих работах суть восточной культуры и духовную атмосферу тогдашнего Туркестана (так назывался до 1925 года историко-географический регион, ныне именуемый Центральной Азией).
Одна из любимых тем Александра Волкова – чайханы. Это не только место отдыха и общения в Средней Азии. По восточной традиции, чаепитие – особый ритуал, сродни священнодействию. Чайхана символизирует власть времени, сплетение людских судеб. Пребывание в чайханах – это процесс длящегося времяпрепровождения, длительного ожидания. В небольшой, исполненной темперой композиции представлены три суфия – последователи суфизма, аскетическо-мистического направления в исламе. Они сидят в чайхане, согревая руки в расположенном в центре картины сандале – покрытом тканью низком столе, установленном над очагом в глиняном полу. (Работа имеет и другое название – «У сандала».) Мужчины со строгими сосредоточенными лицами пребывают в медитативном состоянии: словно выхваченные из потока времени, они переживают разные этапы приближения к Богу. Пространство чайханы изображено довольно конкретно, но строится в большой степени геометризированными плоскостями – синими, зелеными, красными, белыми, малиновыми. Три фигуры и три чайника на дальнем плане справа образуют ритмическую перекличку. Окрашенные в цвета узбекских шелков халаты персонажей – медово-коричневые, оранжевые, золотисто-желтые в сочетании с малиновым цветом ткани на столе – создают горячий, мажорный колорит полотна и свидетельствуют об увлеченности автора чувственной красотой окружающего мира. В картине художник в очередной раз запечатлевает неуловимую субстанцию – «дух Востока», столь отличный от западного восприятия мира.