Творчество самобытного художника, поэта и педагога Александра Николаевича Волкова относится к особому явлению в искусстве первой половины ХХ века – «туркестанскому авангарду». Этнический русский, Волков родился в городе Новый Маргелан (нынешняя Фергана) в Узбекистане в семье военного врача. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1905 году, поступил на факультет естественных наук Петербургского университета, но после двух лет учебы оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин, а продолжил занятия в Киевском художественном училище у художника-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в 1916-м в Среднюю Азию, он поселился в Ташкенте, где прожил почти 40 лет, до конца жизни.
В 1930–1940-е годы под давлением советской действительности Волков обратился к сюжетам, связанным с промышленными и сельскохозяйственными реформами в Узбекистане – новым явлением жизни. Картина входит в обширный цикл полотен Волкова 1930-х годов на темы коллективного труда и народного энтузиазма. Эти сцены обретают у художника особую монументальность и цветовую энергию. Композиция картины «На стройке» построена на трех планах: переднем, среднем, заднем. Основное внимание сосредоточено на переднем плане, заполненном пятью симметрично расположенными крупномасштабными мощными фигурами рабочих. Они выполнены очень объемно, в мускулистых руках и напряженных спинах переданы физическое напряжение, самоотдача, с которой рабочие заняты развозом тяжелых тачек. Колорит переднего плана тонко разработан. Среди фигур выделяется единственный портретно написанный персонаж (в розовом), в целом же художнику важно передать общность коллектива. Средний план плотно заполнен мелкими, почти силуэтными фигурами. Фоном композиции служат выполненные локальным цветом плоские геометрические очертания домов и зеленые шарики крон деревьев. Движение на первом плане организовано к центру картины, оно особенно энергично благодаря выдвинутой вперед черной тачке, контрастирующей с белой одеждой рабочего. В целом группа фигур кольцеобразно замкнута. О стилистике своих работ этого времени художник писал: «Грузность фигур. Большие руки. Чисто внешнее пластическое изображение силы. Уплощенные цветовые гаммы. Деформация как один из способов выразительности».