Судьба Александра Николаевича Волкова, русского художника, родившегося в Новом Маргелане (нынешней Фергане) и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, уникальна. За долгие годы он глубоко сроднился с этой землей, и восточная тематика стала главной в его творчестве.
Художественное образование Волков получил в дореволюционной России: сначала в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин; продолжил занятия в Киевском художественном училище у мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в Среднюю Азию в 1916-м, художник поселился в Ташкенте и жил там почти 40 лет, до конца своих дней.
Картина относится к обширному циклу монументальных полотен на темы коллективного труда, которые художник создавал в 1930–1940-е годы в связи с промышленными и сельскохозяйственными реформами в Узбекистане. Многофигурная композиция «Красный обоз» сложно построена: несколько планов сливаются в одну тесную толпу. Картина плотно заполнена десятками человек – бегущими сбоку от арбы (на переднем плане), едущими на арбе (в центре композиции), шествующими с красными знаменами (позади арбы), а также караваном верблюдов, нагруженных хлопком (на дальнем плане). Точка зрения в картине условная, толпа в целом показана немного сверху, но передние ряды – так, как видел бы их рядом идущий участник демонстрации. Сплошная масса людей ритмически расчленена высокими колесами арбы, воздетым бубном; алые транспаранты и знамена венчают композицию. Слева вверху в перспективном сокращении на фоне фрагмента гор и неба изображен караван. Яркие локальные цвета, возбужденные лица участников марша трудовой молодежи создают приподнятое, праздничное настроение картины, передают состояние народного энтузиазма.