Волков Александр (1886-1957)
Дедушка и внук
1926
Размер - 24 x 24
Материал - бумага
Техника - лак, темпера
Инвентарный номер - ЖС-4047
Приобретено у А.А. и В.А.Волковых, сыновей художника, Москва. 1990.
Судьба художника и поэта Александра Николаевича Волкова – этнического русского, родившегося и бóльшую часть жизни прожившего в Узбекистане, – уникальна. Его называли «русский туркестанец», ведь за долгие годы он глубоко сроднился с этой землей, восточная тематика стала главной в его творчестве, и сегодня он признан основоположником современного узбекского искусства.
А.Н. Волков родился в городе Новый Маргелан (нынешняя Фергана). Художественное образование получил в дореволюционной России: сначала в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин, продолжил занятия в Киевском художественном училище у мастера-монументалиста Ф.Г. Кричевского. Вернувшись в Среднюю Азию в 1916 году, художник поселился в Ташкенте и жил там почти 40 лет, до конца своих дней. В 1927-м он стал одним из организаторов объединения «Мастера нового Востока», члены которого стремились к созиданию новаторского искусства своего времени.
Жанр темперы «Дедушка и внук» – вечерний пейзаж с фигурами. Соотношение человека с пейзажем здесь носит глубокий смысл. Выбранный мотив для Средней Азии не менее трогателен, чем мотив матери с младенцем. По темной улочке с домами по обе стороны арыка при свете луны идет единственный прохожий – старик в тюбетейке, с узким лицом и впалыми щеками. Скрещенными у груди руками он крепко прижимает к себе малыша в красной одежде. Ребенок изображен со спины, но видна маленькая детская ручка, ухватившаяся за седую бороду деда. В центре картины – могучая темная шаровидная крона дерева. По мысли художника, именно в темном опасном мире более остро чувствуется теплота человечности, связывающая и оберегающая двух родных беззащитных существ – старика и ребенка. С помощью приемов геометрического обобщения форм Волкову удается в частном передать общее. Картина выполнена в авторской технике темперы на растительных клеях с покрытием работы сандарачным лаком.