Истомин Константин (1886-1942)
Жатва
1924
Размер - 60 x 87,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1529
От комиссии по наследию. 1980
Жизнь Константина Николаевича Истомина была наполнена интенсивным совершенствованием собственной живописи и параллельно педагогической работой. Собственные творческие задачи художник решал практически одновременно с постановкой заданий студентам. Именно его преданные ученики сохранили и память о мастере, и его художественное наследие.
Творческие установки Истомина складывались из теоретических искусствоведческих знаний, полученных в московском, харьковском и мюнхенском университетах, в школе Шимона Холлоши, а также из увлеченного освоения французской живописи в московских музеях. Жизнь Истомина сложилась так, что он почти на девять лет из-за мировой войны, революции и гражданской войны был оторван от живописи и вернулся к творческой работе только в 1922−1923 годах.
Полотно «Жатва», написанное в 1924 году по вполне классическому канону, выдает некоторую неуверенность автора в своих силах, его опасение искать новые приемы изображения природы. По исполнительскому подходу этот пейзаж сделан на уровне барбизонцев XIX века.
Художник затемнил передний край полотна, оттенками желтых и зеленых цветов написал центральную часть картины, осветил уходящую в перспективу воздушную даль. Он внимательно выписал ажурную сетку листьев на фоне светлого неба, разбросал по полотну отдельные всплески ярких красок: красная юбка женской фигурки на переднем плане, фрагменты зелени среди желтизны поля. Всё уравновешено и успокоено серыми облаками.
В дальнейшем пейзажи Истомина обрели новое качество, что было охотно отмечено критикой. В них появилась раскованность, контрасты освещенных и затененных элементов, сложность цветового решения в тенях. В живописи художника произошел сдвиг от некоторой скованности нормами классического пейзажа к живой, непосредственной и точной передаче образов природы и архитектуры, к чему он так настойчиво стремился. Живописные задачи решались им в неразрывном единстве с эмоциональным переживанием изображаемого. Особое значение мастер придавал изменчивости цвета в зависимости от освещения.