Рерих Николай (1874-1947)
Ченрази
1931
Размер - 74 x 107
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-514
Поступило из МИД СССР. 1949; ранее Русский культурно-исторический музей, Прага
Ченрази (Ченрези, Ченрезиг) – тибетское имя Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания, одного из учеников Будды Шакьямуни. Рерих проявлял интерес к этому образу еще в 1910-е годы, во время строительства петербургского дацана, что отразилось в более поздних воспоминаниях художника: «Изображение Ченрези, прекрасно вышитое на блестящем шелке, которое висело над головой ламы, казалось, с особым выражением глядело на нас сверху. Таких изображений теперь нет в Тибете».
На картине, находящейся в Третьяковской галерее, запечатлены ламы в момент молитвенного сосредоточения, перед высеченным в скале изображением Ченрази. Действие происходит в Западном Тибете (на что указывал художник в переписке), где божество особенно почитается, так как считается духовным покровителем этой местности, а далай-ламы – его воплощениями. Ночное таинство на первом плане занимает сравнительно скромное место в композиции, но оно выделено колористически благодаря изображению ярких одежд и фиолетовых отблесков огня на скале. Бо́льшую же часть пространства картины занимает горный пейзаж, среди которого выделяется подернутый дымкой тумана спящий пик, слева от которого занимается бирюзовое свечение неба, а справа можно различить созвездие, вероятно, Кассиопеи, рисунок которой вторит очертаниям горного массива.
На одноименной картине художника (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), написанной годом позже, запечатлен тот же наскальный рельеф с более отчетливым при лучах рассветного солнца изображением божества с тремя ликами и восемью руками, основная пара которых молитвенно сложена.