Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса
Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Рисунок выполнен в окрестностях Абрамцева, усадьбы знаменитого промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова. Изображен Покровский Хотьков монастырь – один из центров Радонежской земли, связанной с именами преподобного Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского, Андрея Рублёва. Древний монастырь с улочками и слободками вокруг него, овеянный отголосками старины, привлекал многих художников. В Хотькове жили и работали Илья Репин и его ученик Валентин Серов. Репин начал здесь работу над картиной
«Не ждали» (1884–1888), писал этюды для
«Крестного хода в Курской губернии» (1881–1883). Близ монастыря Михаил Нестеров писал этюды к
«Видению отроку Варфоломею» (1889–1890), проникаясь чувством подлинной историчности этой земли.
С 1880 по 1894 год Аполлинарий Васнецов почти каждое лето проводил в соседних Ахтырке и Абрамцеве с братом Виктором, изучал окрестности, много рисовал с натуры. Покровский Хотьков монастырь, один из древнейших в Подмосковье, привлек художника живописным обликом и тесной связью с родом преподобного Сергия.
В летописях монастырь впервые упомянут в 1308 году. По свидетельству жития Сергия Радонежского, в Покровском монастыре постриглись и были погребены родители преподобного, боярин Кирилл и его жена Мария. Здесь же похоронены братья Сергия – Пётр и Стефан.
Монастырь живописно расположен среди лесов и оврагов, на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей. Рисунок передает архитектурный ансамбль, сложившийся в XVIII–XIX веках. В центре – пятиглавый Покровский собор, построенный в 1811–1816 годах по проекту архитектора Ивана Таманского, ученика Матвея Казакова. В трапезной собора находились гробницы преподобных Кирилла и Марии. Возле стен храма видны кресты старого монастырского кладбища. Слева глава барочной Никольской церкви (1765–1768) и колокольня (1834) с проездной аркой, стоявшая на прорезавшей монастырь улице. На колокольне находился десяток небольших колоколов и большой «праздничный» колокол весом восемь тонн.
Монастырь окружен мощной стеной, строившейся с 1740-х по 1781 год. За колокольней виднеется купол надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи (1791), возведенной над северными Святыми вратами, обращенными к Троицкой лавре. По народному преданию, преподобный Сергий Радонежский вплоть до своей кончины приходил на могилы родителей из устраивавшегося Троицкого монастыря. Строительство Святых врат (1742–1745) подчеркнуло историческую и духовную связь Покровского монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
Справа на рисунке Водяные ворота с надвратной церковью Митрофания Воронежского (1833), устроенные в центре южной линии построек, недалеко от реки. К ним примыкают каменные корпуса с квадратными башнями по углам – богадельня и кельи. Эти сооружения имеют вид внушительного крепостного укрепления.
Аполлинарий Васнецов с юности увлекался архитектурным пейзажем. Художника особенно интересовали древние храмы и обители, с которыми связаны предания и легенды. В выборе этих мотивов проявилась любовь к истории, ко всему величественному и эпическому. Небольшая зарисовка Хотькова монастыря привлекает теплом и правдивостью. В работе выразилась художественная индивидуальность Аполлинария Васнецова, органичность его таланта, тесная связь с родной почвой, природой и историей.