Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Демьяново. Лесная дорога
1908
Размер - 31,5 x 40,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-152
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1903–1917 годах Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных усадьбе Демьяново Клинского уезда. Старинная усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым («Бабушкин сад», 1878) и Василием Максимовым («Всё в прошлом», 1889), развивали московские живописцы, члены Союза русских художников: Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадьба всё больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
История Демьянова уходит в глубь Средневековья. Позднее здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил Василий Львович Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Фёдоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Он привлекал в усадьбу интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Демьяново посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Аполлинарий Васнецов много работал на пленэре в огромном пейзажном парке, в лесах и полях, окружавших Демьяново. Любимый маршрут художника вел через яблоневый сад в лес Зверинец со старыми замшелыми елями. Размышляя о красоте, богатстве и разнообразии природного мира, художник создавал в Демьянове вариации на тему идиллического, безмятежно счастливого пейзажа.
В небольшом этюде «Лесная дорога» цвет активен и гармоничен. Живое, непосредственное восприятие природы выразилось в единстве колорита, чистом звучании красок. Сочетая оттенки зеленого, высветленные солнцем, и глуховатые тона лесной тени, художник максимально усилил энергию света. В облике чистой и совершенной природы передано ощущение полноты жизни и богатство впечатлений, переживаемых художником.