После трагической кончины супруга 4 февраля 1905 года в результате теракта великая княгиня Елизавета Фёдоровна удалилась от мирской жизни и решила посвятить себя «жизни во Христе». Предположительно в конце 1906 года она задумала основать обитель милосердия в Москве. Это было совершенно новое для России учреждение. В отличие от монастыря, проповедовавшего полное отречение от мирского и созерцательное служение Богу, Елизавета Фёдоровна хотела пойти по пути не только духовного, но и деятельного служения: оказания помощи больным и обездоленным, ведения просветительской деятельности. Для осуществления росписи будущего Покровского храма Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к одному из особенно уважаемых ею художников — Михаилу Нестерову. Одна из главных его работ — роспись «Путь к Христу». В ней воплощена основная идея детища великой княгини Елизаветы Фёдоровны — спасение через милосердие. Огромную роль в создании впечатления реальности чудесного явления художник отводит пейзажу. Нестеров так «объясняет идею своей композиции: «Затея была такова: среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, с полями и далекими лесами, так, к вечеру, после дождя движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее, ¬- детям, раненому воину и другим – приблизиться к Христу».
Существующая ныне в Покровском соборе композиция «Путь к Христу» - вторая попытка реализации этого сюжета. Художнику пришлось заново переписать полностью законченное произведение из-за катастрофических изменений в его сохранности, произошедших из-за неправильно подготовленных для стен.