Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Каменный мост. Старая Москва
1901
Размер - 50,5 x 67,5
Материал - картон
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.24241
Приобретено у Н.В. Черного, Москва. 1934
С 1890-х годов и до последних дней жизни Аполлинарий Васнецов работал над темой старой Москвы – главной в своем творчестве. Картины принесли ему известность не только живописца, но и историка, археолога, исследователя народной жизни. Художник выполнил большой цикл архитектурных пейзажей в акварели и масляной живописи, посвященных историческому облику города. Красота и поэтичность древней Москвы, события, связанные с ней, неоднократно находили отражение в русской живописи. На полотнах В. Сурикова, А. Рябушкина главная роль отдана большим историческим событиям и бытовым сценам. Васнецова же особенно привлекала древняя архитектура и загадочная жизнь старины. Среди исторических работ художника можно выделить самостоятельную серию, в которой он стремился отразить далекий средневековый мир с его верованиями и обычаями. Народный дух он видел как «в основе мятежный, совмещающий в себе нередко самые противоречивые элементы, которые, тем не менее, живучи и развиваются». Изображая народную жизнь, автор смело обращался к традиции раскрашенной лубочной картинки.
Мосты древней Москвы были одной из любимых тем художественных и научных изысканий Аполлинария Васнецова. Их истории, особенностям, архитектуре посвящен большой доклад, прочитанный им на заседании комиссии «Старая Москва» 11 декабря 1919 года. К этому времени автором был накоплен большой исследовательский материал и выполнен ряд архитектурных пейзажей-реконструкций. Произведение «Каменный мост. Старая Москва» 1901 года из коллекции Третьяковской галереи можно считать начальным этапом в разработке мастером этой непростой темы.
На акварельном листе Аполлинарий Васнецов подробно, с большим вниманием к деталям изобразил сюжет из московской жизни, протекавшей более трех столетий назад. Всехсвятский каменный мост был особенно оживленной артерией города, он соединял Москву со стрелецкими слободами Замоскворечья. Бойкое место наполнено разночинным людом. Здесь степенно гуляют москвичи в длинных кафтанах, иностранные гости столпились у высоких арок и с любопытством смотрят на кремлевские храмы, снуют уличные торговцы с телегами, играют гусляры, в углу, у каменной торговой лавки, притаился колодник-«язык» с закрытым лицом – на кого покажет, тот разделит с ним печальную участь. Были в жизни Всехсвятского моста и достопамятные страницы. После взятия Азова в 1696 году Пётр I устроил через него торжественное шествие из села Коломенского.
Шедевр древнего зодчества просуществовал в первоначальном виде с 1692 по 1731 год, после этого он был лишен многих архитектурных деталей и пристроек, а в середине XIX века разобран до основания.
Кропотливый научный подход Васнецова к работе над художественными реконструкциями древней Москвы во многом предопределил их непреходящую актуальность, снискав положительную оценку ученых – археологов, историков, исследователей народного быта.