Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
На озере Комо. Отель. Вилла Сербилльони. Италия
1912
Размер - 34,8 x 53
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-132
Дар В.А. Васнецова. 1986
В 1912 году Аполлинарий Васнецов с женой и сыном отправился в Италию. Побывав в Милане, Флоренции и Венеции, Васнецовы по совету близкого друга семьи К.А. Тимирязева поселились на вилле Сербеллони близ озера Комо. Здесь был написан небольшой этюд, ставший частью семейной коллекции.
Пребывание на вилле произвело сильное впечатление на девятилетнего сына художника Всеволода. Много позже он так описывал увиденные места: «Некоторые аллеи парка проходят по самому обрыву и огорожены перилами с деревянным планширом. Глянешь через перила, и прямо под тобою далеко внизу плещутся удивительно прозрачные воды озера. Даже дух захватывает!» Не менее восторженными были отзывы и самого художника: «Местность восхитительная!.. Сочетание изумрудно-лазурных вод и скалистых стремнин, покрытых лесами с белеющими гнездами деревушек и местечек, разбросанных по склонам, – что-то не поддающееся описанию».
Удивительной красоты места могли бы послужить источником вдохновения для создания множества полотен, однако изменчивая погода разрушила планы художника. В письме к Тимирязеву он сетовал на невозможность писать из-за постоянных изменений освещения и сильного ветра. Этюд «На озере Комо. Отель. Вилла Сербеллони. Италия» стал одним из немногих обретших материальное воплощение воспоминаний об этом месте.
Этюд написан в свободной манере, широкими обобщенными мазками. Художник не сосредотачивается на проработке деталей, уделяя все внимание фиксации общего впечатления от увиденного. Несмотря на присутствие освещенных солнцем деталей на первом плане, основной тон работы скорее пасмурный, что отражает реальное состояние погоды, упоминавшееся Васнецовым в переписке. Удачное композиционное решение позволило сосредоточить внимание на здании виллы и элементах паркового ансамбля, при этом оставив открытым широкий вид на раскинувшиеся вдали горы и воды озера. Этюд не отличается яркими цветовыми эффектами и контрастами, которые так любил использовать живописец в других своих работах. Это произведение более личного, интимного характера: запечатленное на холсте воспоминание об отдыхе с самыми близкими людьми.