Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Вид от села Узкое (Москва за 12 верст)
1930
Размер - 61 x 78,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-125
Дар В.А. Васнецова. 1986
В конце 1920-х – начале 1930-х годов Аполлинарий Васнецов сосредоточил свое внимание на сюжетах московской и подмосковной природы. Его привлекли окрестности Коломенского, Узкого, Симонов монастырь, усадьба Усачёвых-Найдёновых и другие памятные места.
В этот период художник работал в уже устоявшемся стиле, легко узнаваемом по характерной живописной лепке деревьев, травы и неба. После долгой работы над избавлением от «черноты» окончательно формируется и новая палитра мастера с обилием ярких светлых красок.
Один из примеров такой поздней живописи – работа «Вид от села Узкое» 1930 года из собрания Государственной Третьяковской галереи. Это небольшой пейзаж с бескрайними рядами полей, местами перемежающихся небольшими купами деревьев. Единственное движение в картине создается извилистой серой тропинкой с фигурой странника. Живопись достаточно обобщенная, лишь на первом плане детально выхвачены отдельные травы и несколько головок цветов. Уходящие к горизонту поля постепенно сливаются в синей дымке, прописанной длинными плавными мазками. Такими же мазками написано и небо, что придает всему пейзажу ощущение покоя и вечной неподвижности. Здесь для художника важно было показать не конкретный образ, а вневременной. Так эти поля выглядели, когда он их писал, такими же они были за годы до этого, и такими же будут годы спустя.
Как и многие другие живописцы, Аполлинарий Васнецов на протяжении своей жизни неоднократно обращался к одним и тем же мотивам, постоянно переосмысляя их. «Вид от села Узкое» перекликается с одной из самых ранних известных его работ – «Родина». К созданному в далеком 1886 году собирательному образу родной земли художник вновь возвращается в 1930-м, совмещая его с еще одним сквозным мотивом – странника. Наиболее интересный образ странника был создан в работе «Сумеречный ветер» начала XX века. И здесь удивительна метаморфоза персонажа. В ранней работе странник – бредущий в полутьме по дикой местности путник, борющийся с ветрами. Он одинок и бесприютен, а путь его темен и неясен. В поздней работе странник уверенно идет вперед по родным полям, освещенный лучами яркого солнца. Это человек, нашедший свой путь, свое место в жизни, как и сам художник.