Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пасхальная ночь в Кремле в Москве. Крестный ход
Конец XIX – начало XX веков
Размер - 18,3 x 18,1
Материал - бумага на картоне
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-38
Передано из Дома-музея В.М. Васнецова. 1969
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Акварель посвящена одному из главных христианских праздников – Пасхе. Изображен торжественный момент пасхальной ночи, когда напряженное ожидание сменяется светлой взволнованной радостью. Из Успенского собора Кремля выходит крестный ход, звучат колокола Ивана Великого, толпа озаряется свечами, вспыхивает иллюминация, свет разгоняет ночной мрак.
Высокая точка зрения позволила изобразить огромную массу людей, заполнивших Соборную площадь. Ночное освещение придает сюжету романтическое звучание, соответствующее настроению праздника. Вспышки света среди темноты выражают ожидание и надежду.
Удачным выбором ракурса художник подчеркнул величавость Соборной площади Кремля. Силуэты подсвеченных зданий четко вырисовываются на фоне темного неба. В центре – Патриаршие палаты с домовой церковью Двенадцати апостолов. Палаты, построенные по указу патриарха Никона в 1653–1655 годах, – редкий памятник гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Слева угадывается восточная часть Успенского собора, возведенного Аристотелем Фиораванти в 1475–1479 годах. Успенский собор был главным храмом России – здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, служили молебны перед военными походами. Справа виден нижний ярус колокольни Ивана Великого с открытыми звонами, Успенская звонница и Филаретова пристройка. Этот ансамбль, складывавшийся с 1505 по 1815 год, образует композиционный центр Кремля.
Правильные геометрические формы зданий придают картине четкую структуру. Строгая композиция контрастирует с импульсивной этюдной манерой карандашного рисунка. Огромная толпа, надвигающаяся на зрителя, уравновешена архитектурным фоном с его устремленными вверх формами. Перепады планов придают пространству эффектный композиционный контраст. Ночные силуэты зданий, пульсирующий ритм толпы и тихое небо – всё озарено таинственным отсветом и рассеянными серебряными бликами.
Аполлинарий Васнецов часто обращался к мотивам вечернего и ночного состояния природы, широко распространенным в живописи романтизма. Драматический мотив ночного освещения усиливает символическую значимость сюжета.