Волошин Максимилиан (1877-1932)
Вечернее сияние
1926
Размер - 27 x 35,4
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-3540
Дар А.А. Сидорова. 1969
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий для ознакомления с культурой других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом, – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился смягчить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений, которые сам автор называл «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа».
Волошин не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж. Истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. Художник восхищался красотой силуэтов горных массивов, мерцающей поверхностью водной глади, уходящими вдаль выжженными солнцем холмами. Многие произведения 1920-х годов выполнены в теплой цветовой гамме. С помощью тональных градаций, сложного колористического решения, охристо-коричневых оттенков Волошин передает магическую атмосферу необыкновенного явления природы. Лучи солнца, заходящего за горы, озаряют бескрайние ландшафты «торжественного Коктебеля». Художник обобщает все элементы пейзажа, затемняя лист по краям, будто создавая театральные кулисы для представления своего рода планетарных видов. Сочетание этих художественных приемов погружает нас в ирреальный мир поэтической вселенной «коктебельской сюиты».