Проезд Владимирова
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
Проезд Владимирова
1942
Размер - 28,8 x 21
Материал - бумага серая
Техника - акварель, белила, чернила, перо, восковая пастель
Инвентарный номер - РС-15052
Дар автора. 1996
Во время военного лихолетья Маврина нашла совершенно неожиданный способ внести вклад в дело победы над врагом. В 1942 году, вернувшись в Москву из Загорска, куда она с мужем и матерью уезжала на время наступления немцев осенью 1941-го, художница начала большой графический цикл, посвященный московской старине. До войны она часто писала и рисовала столицу, но на старые московские строения – будь то церкви или гражданские сооружения – почти не обращала внимания. Архитектура Загорска в 1941 году пробудила в ней интерес к московским древностям, но возникла тревога, что вся эта красота может быть разрушена до основания. «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, – вспоминала она, – увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от „Сорока-сороков“ – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь».
Маврина без устали рисует, а затем оживляет акварелью церкви, монастыри, старинные здания. Тонкая обводка тушью, пером, кроме простой фиксации архитектурной формы словно бы имеет цель подчеркнуть хрупкость этой формы в условиях военного времени, а от нарядной текучей акварели в душе пробуждается, несмотря ни на что, радость и надежда на то, что это чудо может быть сохранено. Почти на каждом рисунке имеются пояснительные надписи и точная дата.
Проездом Владимирова (в честь большевика Мирона Владимирова) стал называться после 1928 года Никольский переулок в центральной части Москвы, который тянется от Ильинки до Варварки. Как почти во всех работах 1942 года, художница изображает московскую узкую улочку окутанной снегом. Обычные цвета для работ этого года – серый, белый, черный – доминируют и в этом листе, даже красивая церковь Николая Чудотворца справа изображена в той же строгой гамме. Но неожиданный светло-желтый со штрихами голубого придает вытянутой вглубь композиции бодрый и неунывающий вид.