Во время военного лихолетья Маврина нашла совершенно неожиданный способ внести вклад в дело победы над врагом. В 1942 году, вернувшись в Москву из Загорска, куда она с мужем и матерью уезжала на время наступления немцев осенью 1941-го, художница начала большой графический цикл, посвященный московской старине. До войны она часто писала и рисовала столицу, но на старые московские строения – будь то церкви или гражданские сооружения – почти не обращала внимания. Архитектура Загорска в 1941 году пробудила в ней интерес к московским древностям, но возникла тревога, что вся эта красота может быть разрушена до основания. «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, – вспоминала она, – увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от „Сорока-сороков“ – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь».
Маврина без устали рисует, а затем оживляет акварелью и пастельными мелками церкви, монастыри, старинные здания. Тонкая обводка тушью, пером, кроме простой фиксации архитектурной формы словно бы имеет цель подчеркнуть хрупкость этой формы в условиях военного времени, а от нарядной текучей акварели в душе пробуждается, несмотря ни на что, радость и надежда на то, что это чудо может быть сохранено. Почти на каждом рисунке имеются пояснительные надписи и точная дата.
Рождественский монастырь был закрыт и разграблен в 1922 году, на его территории появились разного рода советские конторы, в его помещениях разместились коммуналки. Однако он, наверное, пробуждал у художницы ностальгическое чувство по тому времени, когда она училась во
ВХУТЕМАСе. Она всегда называла этот вуз «фантастическим», и он частично располагался совсем рядом с Рождественским монастырем. Спеша в учебные классы, Маврина-студентка должна была проходить мимо монастыря. Наверное, поэтому в рисунке 1943 года его приземистые строения окрашены в нежнейший серо-голубой цвет с фрагментами прежней блеклой кирпично-красной окраски. А в просветах ярусов колокольни и над всем ансамблем светится завьюженный январский закат.