Маврина Татьяна (1900-1996)
Московский пейзаж с пролеткой
1922-1925
Размер - 29,4 x 37,5
Материал - бумага серая
Техника - белила
Инвентарный номер - РС-14512
Приобретено у автора. 1989
Татьяна Алексеевна Маврина происходила из семьи педагогов из Нижнего Новгорода – Анастасии Петровны и Алексея Ивановича Лебедевых. Свои работы она до 1930 года подписывала как Татьяна Лебедева, а потом стала подписываться девичьей фамилией матери как Татьяна Маврина. В 1921 году ее семья окончательно обосновалась в Москве, которую художница всю свою долгую человеческую и творческую жизнь не переставала считать родным местом. Столица, ее улицы и площади, новостройки и старина десятилетиями оставались чуть ли не главными источниками творчества Мавриной.
Лист «Московский пейзаж с пролеткой» относится как раз ко времени, когда Татьяна Лебедева только готовилась поступать во ВХУТЕМАС – там она училась в 1923–1928 годах сначала на подготовительном отделении (рабфак) у Н.В. Синезубова и Н.П. Крымова, а затем на основном отделении у Г.В. Фёдорова и на живописном факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у Р.Р. Фалька. Какие-то поправки в рисунок были внесены ею, когда она уже училась. О знаменитой Сухаревке (Сухаревской площади), которая в том или ином виде появляется во многих ранних рисунках художницы, она вспоминала как об одном из источников своего вдохновения: «Я много рисовала ее из окна дома № 6 на Малой Сухаревской, где мы поселились». Естественно, на торговой площади было много гужевого транспорта – иной транспорт в Москве начала 1920-х попадался крайне редко. Лошадь, запряженная в коляску с верхом (пролетку) или безо всякой упряжи, стала на всю жизнь одной из любимейших моделей Татьяны Мавриной.
В этом раннем листе особенно заметно, как профессионально молодая художница, которая, правда, усиленно занималась рисованием в гимназические годы, разрешает сразу несколько проблем. Она буквально несколькими штрихами, оставляя много участков неокрашенной бумаги, изображает городскую площадь и беспорядочное движение на ней пешеходов. Представляя на первом плане более детально пролетку с лошадью, умело вписывает ее в общий ритм движения. Недаром уже после окончания ВХУТЕМАСа в 1929 году Татьяна Лебедева экспонировала эту работу на выставке объединения «Рост». Там на ее графические листы обратили внимание участники группы «Тринадцать», которые усиленно пропагандировали быстрое рисование, и Татьяну Лебедеву вскоре приняли в это объединение.