На портрете изображена Татьяна Анатольевна Мамонтова (1864–1920), дочь А.И. Мамонтова, издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве. В 1889 году она вышла замуж за Г.А. Рачинского, филолога, переводчика и автора статей по вопросам философии и религии, двоюродного брата профессора ботаники Московского университета и педагога С.А. Рачинского (
Н.П. Богданов-Бельский «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», 1895). Занималась попечительской и благотворительной деятельностью.
Татьяна Анатольевна приходилась племянницей промышленнику и меценату С.И. Мамонтову, с именем которого связана деятельность Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка. С середины 1870-х в его подмосковной усадьбе Абрамцево проводили летние месяцы многие известные деятели русского искусства. «Живется очень легко, хорошо и не скучно. Воздух чудесный, удовольствия всякие, телесные и душевные, вволю, сколько душе угодно; а главное, вблизи есть деревни, где крестьяне <…> не дичатся меня и позируют охотно», – писал Репин, плодотворно работавший в Абрамцеве в разные годы (
«На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже», 1879;
«Проводы новобранца», 1879). Татьяна Анатольевна с раннего возраста была сопричастна царившей здесь творческой атмосфере. Она участвовала в домашних спектаклях, которые своими силами устраивали члены кружка, и исполнила роль Купавы в особенно прославленной постановке – сказке «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского, костюмы и декорации к которой были созданы по эскизам В.М. Васнецова. Ее связывали близкие дружеские отношения с Валентином Серовым, трогательно называвшим ее «Таничка», а молодой Илья Остроухов выделял Татьяну «дороже всех девиц Мамонтовского круга» и, по мнению современников, был в нее влюблен.
Исполненный Репиным в 1882 году портрет Татьяны Мамонтовой можно поставить в ряд наиболее лиричных и узнаваемых женских образов, созданных мастером, что во многом обусловлено характерной композицией произведения. Художнику удалось органично совместить почти профильное изображение модели с ее расслабленной, «домашней» позой: Татьяна представлена со спины, удобно расположившейся в кресле, чуть повернув голову в сторону зрителя. Несмотря на обилие черного цвета, колорит произведения, благодаря включению оттенков белого и розового, сохраняет мягкость, созвучную юному возрасту модели. Притягивает взгляд нежное цветочное украшение в волосах девушки, намеченное в общих очертаниях несколькими ударами кисти. Сквозь шаль, перекинутую через спинку кресла, справа вверху просвечивают красные мазки, а слева на фоне угадываются силуэты, записанные светлым цветом. Вероятно, фон и детали портрета были изменены, что часто случалось с Репиным, когда в поисках лучшего решения он по нескольку раз переписывал свои произведения частично или даже полностью.
Репин подарил портрет Марии Александровне Мамонтовой, матери Татьяны, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста: «Безкорыстному другу всѣхъ артистов Марьѣ Александровнѣ Мамонтовой И.Р.».
Известны живописные и графические портреты Т.А. Мамонтовой, исполненные И.Е. Репиным, В.А. Серовым, В.М. Васнецовым (
«Портрет Т.А. Мамонтовой», 1884).