Ларионов Михаил (1881-1964)
С.П. Дягилев с собакой
1915-1916
Размер - 42 x 26,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-6046
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
На рисунке изображен Сергей Павлович Дягилев. Художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения «Мир искусства», более всего Дягилев известен как балетный антрепренер. Знаменитые «Русские балеты» произвели настоящую реформу в театральной сфере, его танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня. Имя Дягилева известно во всем мире, о нем написано множество книг и воспоминаний, авторы которых пытаются понять феномен «гениальности Дягилева». Однако рисунок, исполненный на листе из альбома, лишен элемента парадности. Ларионова и Дягилева связывали дружеские отношения. В 1915 году по приглашению импресарио Ларионов вместе с Гончаровой присоединяется к труппе «Русских балетов» в Швейцарии, чтобы работать с перерывами на протяжении 14 лет, вплоть до смерти Дягилева, выступая в качестве художника-декоратора, консультанта по русскому фольклору и даже…хореографа. На вилле «Бельрив» рабочая группа, состоящая из художников Ларионова, Гончаровой, Л.Бакста, хореографа Леонида Мясина и самого Дягилева разработала репертуар антрепризы на несколько лет вперед и начала репетиции балетов «Литургия» и «Полуночное солнце». Не расстававшийся с альбомом Ларионов заполняет его зарисовками репетиций, портретами-шаржами своих коллег и, конечное, Дягилева. На его страницах импресарио предстает в «домашнем виде» - любующимся расцветшим цветком, напевающим песенку, гладящим собаку. Слегка утрируя характерные черты дягилевского облика – неизменный галстук-бабочку, пенсне художник превращает его узнаваемое лицо в своеобразную маску-архетип. Этот найденный образ он будет бесконечно варьировать, создав целую «дягилиаду» - серии портретов с натуры, а затем, после смерти Дягилева, по воспоминанию.