Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Композиция «Анша-Пихта»
1987
Размер - 84,6 x 87,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6984
Поступило от МК. 1993
Эдуард Штейнберг – одна из наиболее интересных фигур в отечественном искусстве второй половины ХХ века, принадлежавших к кругу так называемых нонконформистов.
В конце 1960-х годов художник купил дом в далекой от Москвы деревне Погорелка Горьковской области. Там он проводил в течение долгого периода жизни каждое лето. За эти годы он, человек харизматичный и открытый, сблизился с местными жителями и очень переживал, когда в 1980-е деревня стала вымирать. Под этими невеселыми впечатлениями в 1985–1987 годах в творчестве Штейнберга сложился единственный «Деревенский цикл». Он стал своеобразным реквиемом по ушедшим людям русской деревни и включил не только схематизированные портреты ее умерших жителей, но и своеобразные пространственные композиции на основе пейзажа. Важнейшим в цикле для него стала тема памяти, жизни и смерти. «Картины похожи на поминальные записки из деревни», – считал художник. В результате поисков пластического языка, способного передать его христианское мироощущение, художник пришел к более широкой интерпретации языка супрематизма, открытого Казимиром Малевичем. В результате в его творчестве сложился авторский метод метагеометрии, основанный на познании единства категорий времени и пространства. Так же как в «Павле Титове», в «Анше-Пихте» (героиню звали Анной, а по-деревенски Аншей, Пихта было ее прозвище) степень условности портрета близка схеме лица, которое надо постараться разглядеть и увидеть – его силуэт окаймлен справа и вверху головным платком, а слева серпом. Для образа умершей деревенской соседки художник выбирает иное, чем в «Павле Титове», колористическое решение – на белом фоне кирпично-красная полоса, поверх которой – голубой квадрат с «портретом» Анши. Символика цвета позволяет расшифровать картину, где белый означает вечность, красно-коричневый – символ земли, на которой жила и работала героиня, голубой – Царство Божие. С другой стороны, художник никогда не давал словесных интерпретаций, а позволял зрителю иметь собственное понимание произведения. С художественной точки зрения свой метод метагеометрии Штейнберг построил на единстве цвета, элементов изобразительности и геометрических форм.
В собрании Третьяковской галереи сложилась значительная и разнообразная монографическая коллекция живописи и графики мастера, включающая более сорока произведений разных периодов его творчества.