Композиция («А-Я»)
Патрон шедевра
Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Композиция («А-Я»)
1970
Размер - 89,5 x 89,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5915
Поступило от автора. 2000
Эдуард Штейнберг – один из крупнейших и оригинальных абстракционистов в отечественном искусстве второй половины ХХ века. В 1970-е годы он окончательно отошел от предметной образности и совершил переход к геометрическому языку живописи. Художник открыл для себя возможности интерпретации мира с помощью абстрактных форм. Движение в сторону геометрии позволило более свободно оперировать разными философско-художественными категориями, преследуя задачу соединения идей символизма и супрематизма.
В 1968 году художник принял крещение и вскоре познакомился с театральным режиссером и религиозным философом Евгением Шифферсом, который помог ему осмыслить экзистенциальные представления о Земле и Небе. Штейнберг написал картину «Композиция (“А–Я”)», в которой первая и последняя буквы русского алфавита соотносятся с библейским выражением «Альфа и Омега» как символом начала и конца всего сущего. Четко видимая буква «А» – начало мира – стоит внизу, «на земле», а почти невидимая, прозрачная буква «Я» – его конец – находится в регистре «неба», в верхней части картины. Художник выбирает наиболее визуально устойчивый формат холста – квадрат, внутри которого расположены буквы и изображение квадрата меньшего размера. Таким образом, само внутреннее пространство произведения приобретает символическое наполнение, и полнота мысли соединяется с гармонией внешнего ее выражения.
В более поздние десятилетия окончательно сложился метод метагеометрической живописи, который Штейнберг развивал на основе единства метавремени и метапространства и который появился, пожалуй, впервые в «Композиции (“А–Я”)».