Композиция. Февраль
Патрон шедевра
Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Композиция. Февраль
1988
Размер - 80 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6788
Приобретено у автора. 2007
Один из ведущих абстракционистов в отечественном искусстве второй половины ХХ века, Эдуард Штейнберг на протяжении своего творчества пережил несколько периодов. Композиция «Февраль» создана в 1980-е годы, когда его колористическая гамма кардинально менялась. От светлого периода он перешел к черному – на смену некогда пастельному, светлому и гармоничному миру пришел мир напряженный, часто трагический и скрыто темпераментный.
Штейнберг, говоря о современных ему художниках, работавших, как и он, в геометрической абстракции, утверждал неоспоримую и основополагающую важность для нового времени «Черного квадрата» Казимира Малевича. С другой стороны, он отмечал в своем «Письме к К.С.» (Казимиру Севериновичу Малевичу), что, с его точки зрения, «Черный квадрат» свидетельствует о «предельной Богооставленности, выраженной средствами искусства». В своей геометрической живописи Штейнберг стремился соединить такие теологические категории, воплощенные в средневековом искусстве, как вечность, память, с категориями настоящего. Собственной традицией Штейнберга стало обращение к универсальным формам – квадрату, кругу и кресту, которые он наполняет символическим духовным значением. С этим связан авторский метод, который художник назвал метагеометрией. В соответствии с ним Штейнберг в 1980-е годы создавал многочисленные композиции, посвященные тому или иному месяцу года. В них он записывает своеобразный дневник жизни природы. Внутренняя связь со временем определяла в каждой подобной работе свой колорит. «Февраль» прочувствован художником как черно-графитный. Всячески отвергая утверждения о его принадлежности к абстрактному искусству, Штейнберг говорил: «Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист. Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг – читайте, здесь все сказано, какая же это абстракция?» Заинтересованный зритель увидит в этом пейзаже некое условное пространство. «Февраль» Штейнберга ассоциируется с коротким световым днем и темным вечером, поэтому фон картины решен в сложном черном колорите с деликатным дополнением светлых тонов в изображении ромба. Белая сторона ромба ассоциируется со снегом, розовая и желтая – с солнечным зимним днем. Так когда-то ощутил зиму один из основоположников русского авангарда Михаил Ларионов, когда на основе коричневого и белого в 1912 году написал картину «Зима».
Композиция «Февраль» была в числе первых произведений художника, поступивших в свое время в собрание галереи.