Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Черный крест. Январь-февраль
1989
Размер - 110 x 89,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6986
Поступило от ВПХО. 1993
Эдуард Штейнберг — одна из наиболее интересных фигур в отечественном искусстве второй половины ХХ века, принадлежавшая кругу нонконформистов.
В результате поисков пластического языка, способного передать его христианское мироощущение, художник приходит к пониманию более широкой интерпретации традиции супрематизма, открытого Казимиром Малевичем. Штейнберг создает свой метод метагеометрии, основанный на единстве метавремени и метапространстве.
После того, как в 1985-1987 годах он создал «Деревенский цикл», художник периодически обращался к приему символической условности, который сложился в цикле — своеобразным картинам-поминальным запискам об ушедших людях. В картине «Черный крест. Январь-февраль» этот прием позволил художнику создать емкое произведение на основе философских размышлений о сущностных основах бытия. По мнению художника, они включают категории времени и памяти, позволяющие чувствовать мир как гармоничное единое целое. Интерпретация категории времени с помощью цвета сближает творчество Штейнберга с традицией древнерусской иконы в области христианской символики. В картине единство неба и земли имеет свою символику вечного мира и основано на сочетании красного и зеленого колористических регистров. Одновременно с этим наложенный поверх условного пространства неба и земли черный крест создает сложный пластический образ, наполненный не менее сложными смыслами о вечности, жизни и смерти.
В собрании Третьяковской галереи сложилась разнообразная крупная монография мастера живописи и графики, составляющая более сорока произведений разных периодов творчества художника.