Эдуард Штейнберг, один из крупнейших и оригинальных абстракционистов в отечественном искусстве второй половины ХХ века, в 1970-е годы окончательно отошел от предметной образности и совершил переход к геометрическому языку живописи. Художник открыл для себя возможности интерпретации мира с помощью геометрических форм. «Постепенно натюрморты стали переходить в абстрагированную живопись. Передо мной стали вставать вопросы земли и неба, камня, дыры, волновали вопросы метафизики».
Движение в сторону языка геометрического искусства позволило художнику более свободно оперировать философско-художественными категориями, преследуя поставленную перед собой задачу – соединить идеи символизма и супрематизма. Так, в работе «Композиция. Апрель» разбеленное пространство приобретает отвлеченную условность и превращается в светоносное Небо, в то время как условные геометрические объемы превращаются в символы Земли. Эти формы напоминают камни, раковины, мертвых птиц из его предметных натюрмортов шестидесятых годов. Становится понятно, почему художник-геометрист считал себя реалистом – в своих композициях он стремился сказать о тождестве абстрактной формы и реального мира.
В более поздние десятилетия окончательно сложился его метод метагеометрической живописи, который Штейнберг развивал на основе единства метавремени и метапространства.