Произведение создано одним из наиболее важных для отечественного искусства художников-нонконформистов, работавшим в области абстракции во второй половине ХХ века, – Эдуардом Штейнбергом. Штейнберг принадлежит к тем художникам, которые исследовали реальный, видимый мир и сложные понятийные, часто философские, категории посредством абстрактной формы.
Он пришел к чистой абстракции в 1970-е годы, но в более поздние десятилетия в его произведениях часто можно обнаружить сочетание беспредметного и предметного, как и в этой композиции. Она входит в «Деревенский цикл», над которым художник работал в 1985–1987 годах.
И в этом цикле, и в дальнейшем он часто вносил в абстракции изображения конкретных предметов, исполненные в упрощенной манере, – людей, дома, деревни, погосты, птиц и т.д. Каждый из этих элементов, согласно христианскому мировоззрению художника, приобретает религиозно-символический характер.
Полотно делится на две части, где левая – зеленого цвета, в этой части помещено изображение птицы. Правая – глухого черного цвета. В это черное безжизненное пространство и рвется птица, как бы стремясь пробить преграду. Интерпретация, однако, может быть иной – художник позволяет зрителю создавать собственные варианты понимания, например размышлять о свободе внутренней и внешней. Так, в этом случае изображение птицы, согласно христианской символике, служит воплощением Святого Духа.
Говоря о корнях своего творчества, художник утверждал: «Внутренняя концепция моих произведений строится на синтезе мистических идей русского символизма 10-х годов и пластических решений Казимира Малевича». В этом синтезе родился собственный метод художника, который он назвал метагеометрическим.