Штейнберг Эдуард (1937-2012)
Композиция. Март-май
1981
Размер - 155 x 110
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5899
Поступило от ВПХО. 1993
Эдуард Штейнберг – одна из наиболее интересных фигур в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Он принадлежал к группе художников-нонконформистов 1960–1980-х годов. Начав как художник, который разрабатывал визуальные образы в контексте модернизма ХХ века, Штейнберг пришел к более широкой интерпретации художественного языка на основе супрематизма, открытого Казимиром Малевичем. В результате поисков нового языка, способного передать его христианское мироощущение, художник создал свой метод так называемой метагеометрии, основанный на познании единства категорий времени и пространства.
В 1981 году, когда была написана «Композиция. Март-май», состоялась знаменитая выставка «Москва – Париж», на которой он впервые увидел «Черный квадрат». Художник, по его словам, был поражен тем, что картина свидетельствует о «предельной богооставленности, выраженной средствами искусства». Себя в этом смысле он видел в определенной степени антиподом Малевича, так как стремился наполнить собственные произведения символическим духовным значением, используя помимо геометрических форм также символику цвета. С одной стороны, 1970-е и начало 1980-х в творчестве Штейнберга были временем осмысления языка геометрической абстракции, с другой – в это десятилетие палитра художника основана на светлом колорите. В 1980-е годы художник создавал многочисленные геометрические композиции, посвященные тому или иному месяцу года. В них он вел своеобразный дневник жизни природы. Внутренняя связь с временем года определяла в каждой работе свой цвет. Именно поэтому в «Композиции. Март-май» художник использовал светлый пастельный тон, отражающий вешнее воскрешение природы. Разные геометрические формы, наложенные одна на другую, привносят в работу динамику. В определенном смысле картина приобретает свойство символа одного из времен года. Отвергая утверждения о его принадлежности к абстрактному искусству, Штейнберг говорил: «Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист. Посмотрите на любое мое полотно: небо, земля, крест, круг – читайте, здесь все сказано, какая же это абстракция?»
В собрании Третьяковской галереи сложилась значительная и разнообразная монографическая коллекция живописи и графики мастера, включающая более сорока произведений разных периодов его творчества.